Министерство образования Российской Федерации Волжский институт экономики педагогики и права Кафедра психологии и педагогики Самостоятельная работа На тему: «Противоречивый характер развития морали» Выполнил: Студент группы 1Ю Маслов Н.А. Волжский 2014г. Введение Мораль — социальный феномен, находящийся в постоянном изменении и развитии. Изменяются взгляды людей о добре и зле, совершенствуются обычаи и традиции. Решая одни моральные проблемы, в обществе возникают другие. Процесс развития морали сложен и зависит как от социальных условий, так и от изменения других сфер человеческой деятельности. Не всегда процессы изменения морали были правильно поняты. Противоречивый характер нравственности и отсутствие четких критериев способствовали формированию негативных или скептических представлений относительно прогресса морали.

Рационализованность буржуазной морали и ее противоречивость

Каждому обществу свойственна система нравственных норм и ценностей, являющаяся неотъемлемой составляющей духовной жизни данного социума и их взаимоотношения — межличностные, групповые, социальные. Нравственные ценности заключают в себе общественное мнение, выражающее сложившиеся в данной нации или государстве представления о высших ценностях бытия: добре и зле, справедливом и несправедливом, любви, счастье, чувстве долга, чести и совести — образующих личностную парадигму морального облика человека, общества в целом. Сегодня мировой социум представляется сложным и изменчивым, переживающим утрату целостности и неизменности нормативной системы нравственных ценностей, глобальное преобразование социальных стереотипов и появление новых, связанных с такими явлениями жизни, как рынок, предпринимательство.

Противоречия развития нравственности

Инфоinfo
Цвейг писал, что раньше было проще: существовали «табу», жесткие (в частности религиозные) запреты, ибо чувственные желания считались происками сатаны, а стало быть, они были очевидно греховны; в это искренне верили. В XIX веке в греховность в этом плане уже не очень-то верили. Но в рационализованную мораль тоже не вписывалась сексуальность (нерационализованная).

И поскольку все проявления сексуальности, всякие формы чувственной любви и откровенные ее проявления противоречили приличиям, правилам поведения, принятым в обществе, — постольку сексуальности в таком обществе как бы не существовало вовсе. Цвейг напоминал о том, что и школа, и церковь, и правосудие, и даже наука (до Фрейда) избегали всякого упоминания этой проблемы. Темы сексуальности считались скабрезными. Изящное искусство тоже должно было проявлять целомудрие.

«Мадам Бовари» Флобера была запрещена судом за безнравственность.

Исторические типы морали: проблемы развития и его критериев

Главным принципом нравственностиэпоха Возрождения провозгласила не любовь к Богу, а любовь к человеку — принцип гуманизма, проявившийся в ориентации на самоценность и свободу человеческой личности и привнесший новый, антропоцентрический оттенок в систему нравственных ценностей. 2. Моральные нормы Возрождения были противоположны средневековым: место религиозного аскетизма занимает жизнелюбие, на смену ханжеской строгости приходит свобода нравов, самоотречение отступает перед интересом к человеческой индивидуальности. 3. Основными ценностямиВозрождения выступают: Человек, Любовь, Творчество.

4. Протестантская идеологияэпохи Реформации (XVI в.) провозглашает веру в Бога и каждодневное совершение добрых дел способом морального очищения и самосовершенствования.

Противоречивый характер развития

Романы Золя считались порнографическими. Одежда, особенно женская, должна была скрывать тело. По мнению Цвейга, однако, во-первых, сама одежда при этом подчеркивала разность полов, а запретность темы — разжигала любопытство. Во-вторых, только относительно женщины было аксиомой, что она не должна иметь никаких телесных желаний, кроме тех, которые разбужены мужчиной, в браке с которым она состоит.
Мужчине же дозволялось «обточить рога», разумеется скрытно. Исследователь нравов Э. Фукс отмечал, что важнейшим в нравственности буржуазного общества XIX столетия было правило «соблюдайте внешние приличия». А из этого следовало «решительное исключение из публичного поведения всего полового».
Но при этом негласно действовало правило: если уж вы не можете жить целомудренно, то развратничайте тайком.

Историческое развитие морали

Мало источников о нравственности рабов, так как духовная культура развивалась только среди представителей рабовладельцев (у них было время и средства). Разобщенность рабов, разноязычие, этническая пестрота мешали выработке единой морали, которая бы отражала их интересы. А рабовладельцы рассматривали раба как вещь. Нарастание протеста, борьба между классами привели к возникновению новых представлений о ценности и достоинстве личности, значимости каждого человека.

Добродетели в рабовладельческом обществе: трудолюбие – добродетель черни. Так, у Платона есть три добродетели: мудрость (философы-правители), мужество (воины) и умеренность, сдержанность (те, кто заняты трудом — ремесленники), а про нравственность рабов вообще нет речи.
Моральная ответственность — это способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность.
Виды ответственности определяются тем, перед кем/чем и за что человек несет ответственность. Это может быть: ответственность перед самим собой; ответственность за конкретные действия и поступки перед другими людьми; ответственность перед миром и человечеством, проявляющаяся и забота о мире, вызванная тревогой о нем. . Женская и мужская дружбы Иметь друга — великое благо.
Но чтобы иметь это благо, необходимо постоянно над собой работать, учиться терпимости и устойчивости взаимоотношений.

Противоречивый характер развития морали

Относительность: отсутствие абсолютного добра и зла в реальном мире (они возможны лишь в абстракции или в мире потустороннем); зло в одних условиях и отношениях может представать в виде добра в других условиях и отношениях — в виде зла; Единство и неразрывная связь: добро и зло не существуют как отдельные феномены. В действительности существуют реальные вещи, в которых по принципу «ян» и «инь» заключаются и добро, и зло. Причем в силу своей относительности добро содержит в себе элементы зла; зло предполагает наличие добра.

. Единство добра и зла — это единство противоположностей: они не только взаимополагают, но и взаимоисключают друг друга. . Взаимоисключение обусловливает постоянную борьбу добра и зла, которая выступает, таким образом, способом их существования, ибо борьба эта не может завершиться окончательной победой ни одной из сторон.

Более того, его содержательная ограниченность, замкнутость на себя предопределяют ошибочность и догматизм оценивающих суждений. Умение правильно оценить иное, чуждое, не имеющее аналогов в собственном опыте или не соответствующее собственным ценностным ориентациям, — показатель духовной зрелости. Противоречия нравственной свободы ситуационного уровня обнаруживаются в моральных конфликтах.

Понятие морального конфликт, в его узком значении, определяют как такую ситуацию, в которой человек должен сделать выбор между взаимоисключающими формами поведения, т.е. по принципу «либо-либо». Так называемые «сильные» конфликты (или «пограничные ситуации»), предлагающие человеку выбор между двумя чрезвычайно значимыми для него ценностями (крайний его вариант — выбор между жизнью и смертью или на грани жизни и смерти), обладают ярко выраженным драматизмом, поскольку всегда связаны с жертвой, утратой.

Важноimportant
Из этого не следует, разумеется, что люди XIX века были бессовестными, безнравственными. Но нравственная окультуренность жизни в этом столетии оказалась своеобразно противоречивой, в связи с особой ролью денежного богатства, хотя бы достатка, при конкурентной борьбе между людьми за выживание, людьми, освобожденными от сословных, от многих корпоративных ограничений и, в то же время, тяготеющих к упорядоченной жизни, к ее нормированности. В нравственности XIX века далеко не все лицемерно, внешне, формально.

Напротив, осознание значения нравственности, перенос акцентов с группы на индивида, как ответственного за свое сознательное поведение, — это свидетельство развития морали. Соблюдение приличий, норм поведения и отношений, принятых в обществе — все это само по себе вполне позитивно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *